Родительский семинар. Наука и религия.

   Тема, которая была затронута на семинаре 3 марта очень сложная, и поэтому 24 марта она было продолжена. В первую очередь было отмечено, что наука и религия не противостоят друг другу. Об этом очень убедительно рассказывает протодиакон Андрей Кураев. Тот факт, что многие ученые являются атеистами, не является поводом отрицать науку. Есть и много верующих ученых. Есть ученые среди священников и монахов. У науки и религии разные сферы познания Мира. Философ и богослов Андрей Кураев подчеркивает, что в первой строке Библии говорится о сотворении неба и земли, но уже во второй строчке о небе забывается. Библия не ставит целью рассказать об устройстве мира. Задача Библии другая – показать ради чего мы живем. Проблема вовсе не в науке, как в познавательном методе, а в том, что «научное мировоззрение» стало идеологией, которое вместо ответа на вопрос «Как?» пытается ответить на вопрос «Для чего?».
   На семинаре было отмечено, научная картина мира, где наша планета Земля является маленькой песчинкой в необъятной Вселенной, может для наших детей стать препятствием для понимания того, что именно наша Земля и есть Центр Мира, что весь этот огромный Космос создан ради Человека. 
   А как быть с дарвиновской теорией происхождения человека из обезьяны? Некоторые богословы  допускают, что Бог вдохнул свой дух не в кусок мертвой глины, а в живое существо. Это не противоречит Акту творения. Другой вопрос, что даже самые древние люди изображали на стенах пещер животных. Но ни одно животное не «рисует» человека. Поэтому не могла обезьяна сама по себе стать человеком.  
   Настоящие ученые изучают внешний мир как чудесное творение Божие. И честным исследователям сама наука дает многочисленные доказательства того, что Мир сотворен Богом. Можно привести пример второго закона термодинамики, смысл которого в том, что беспорядок в мире всегда увеличивается (энтропия возрастает). Поэтому не может из беспорядочной материи без внешнего воздействия появиться организованная материя, то есть все разнообразие жизни, которую мы имеем. 
   Далее в рамках семинара была организована небольшая игра. Была предложена такая модель: мы  являемся родителями детей, которые учатся в одном классе. Уроки русского языка там преподает хорошая опытная учительница. Но вдруг выясняется, что она попала в секту и начала на уроках проповедовать свои взгляды. После разговора с директором школы учительница пообещала, что проповедовать в школе больше не будет. При этом директор отметил, что по закону он не может уволить учителя за его взгляды. (Пример взят из реальной жизни.)
   Какая реакция членов семинара? Мнения разделились. Часть участников семинара заметили, что если добиться увольнения учительницы, то на это место может придти молодая неопытная, а детям надо еще экзамены сдавать. Другие возразили, что сектантство – это как яд. Дети подвергаются большой опасности. Потому необходимо добиваться, чтобы этот учитель не работал в школе. Некоторые не смогли определиться.
   Обратим внимание, что оба аргумента не имеют отношение к той теме, которой мы занимаемся – православное воспитание детей. То, что ребенка не научат хорошо писать или читать, это, несомненно, плохо. Но если на кону стоит духовная жизнь ребенка, то грамотность - вещь вторичная. А если мы устраиваем скандал, давим на администрацию, идем в вышестоящие органы, то тем самым не только подаем дурной пример своим детям, но порождаем прецедент. А если в школе будет православный учитель, а другие родители, например мусульмане, также восстанут против него? 
   Во все времена оружием православных людей были не скандалы, революции и выяснение отношений, а молитва и вера в Бога. Это не значит, что больше ничего не нужно делать. Желательно попытаться понять этого учителя, поговорить с ним и, уважая его точку зрения, установить с ним добрые отношения. И ни в коем случае не унижать учителя перед детьми. Более того, учитель-сектант дает нам хороший повод больше разговаривать с нашими детьми о духовных вещах. 
   На следующем семинаре поговорим об отдельных школьных предметах.