"Потери и приобретения минувшего". Лекция Андрея Жданова

   17 декабря в рамках VIII Белоозёрских Рождественских образовательных чтений в КМЦ "Клио" прошла лекция Андрея Жданова "Потери и приобретения минувшего". Опираясь на обширный изученный материал, Андрей Александрович поделился со слушателями своим взглядом на трагические страницы отечественной истории, на события, оказавшие влияние на развитие русского языка, на приобретённый нашим народом исторический опыт.
   "Тема Рождественских чтений 2023/2024, обозначенная Патриархом, звучит так: «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». Данная лекция посвящена второй части этой общей темы, а именно потерям Русского мира в его минувшей истории.
   По мнению автора, главной потерей Русского мира в его бурной истории являются не материальные, не территориальные и даже не людские потери, а потеря русским народом своего ведущего слоя (национальной «элиты») и, как следствие, потеря собственного пути, именуемого «Национальной идеей».
   На сегодня мы - единственная страна в мире, где «элита» последовательно действует в разрез с интересами собственного народа. Она ведёт себя как чужая голова, пришитая к неродному ей телу. И повелось это давно, по крайней мере с конца 18-го века.
   Такого больше нет нигде и ни у кого, поэтому надо бы серьёзно разобраться в этом уникальном явлении. Прежде всего надо понять, что это? – Общее печальное свойство русского ума (наиболее остро проявляющееся в интеллектуальной «элите») или порок лишь самой «элиты».
  Первой точки зрения придерживался, например, наш великий учёный Иван Петрович Павлов. В апреле-мае 1918 года (явно под впечатлением революции) он выступил с большой трёхчасовой лекцией на тему «Об уме вообще, о русском уме в частности». Павлов доказывал, что все русские беды происходят от тотальной дефективности русского ума. Дескать он (русский ум) и не сосредоточен, и не свободен, и не обстоятелен, и не беспристрастен, и не критичен, и не смиренен. Он оперирует не реальными обстоятельствами, а словесами; любит не простоту, а туманность; не знает никакой меры, весов и чисел, а во всём «гонит до предела».
    При этом Павлов характеризует «интеллигентский» русский ум (то есть ум «элиты»), но подразумевает под ним русский ум вообще. С той лишь разницей, что народный русский ум, по его мнению, ещё и отягощён невежеством. То есть он даёт характеристику русскому уму, как неотъемлемому свойству самой русской породы. А это значит, что поправить дело можно только одним способом – сменить породу, перестать быть русскими.
    Автор лекции не согласен с Павловым и выдвигает иную версию. По его мнению, «интеллигентский» русский ум и народный русский ум - это два разных ума. Причём этот «отрыв головы от тела» существовал не всегда, а произошёл в конце 18-го века в результате тотального перевода русской дворянской элиты на нерусский (французский) язык. Настолько тотального, что уже деревенская барынька пушкинская Татьяна Ларина «….изъяснялася с трудом на языке своём родном».
   Как говорил основатель научной лингвистики Вильгельм Гумбольдт, «Язык народа есть его дух и дух народа есть его язык, и трудно представить себе что-либо более тождественное». После произведённой в Росси языковой диверсии дух русской элиты стал чужд исконному духу русского народа, и это сулило России большую беду. Авторами же диверсии являлись франкмасоны, которыми в то время была насыщена вся верхушка русского общества.
   Возможно, вскоре всё и кончилось бы глобальной катастрофой Русского мира, но, как говорится, милостью Божией родился Александр Сергеевич Пушкин. Гоголь так и писал о нём: «Он точно сброшенный с неба поэтический огонь. От него как свечки зажглись другие!».
   Вот где действительно сбылось пророчество Ф.М. Достоевского о том, что «Красота спасёт мир». Пушкин так красиво запел на русском языке, что все имеющие уши невольно повернулись от «французского лимонада» к собственной живой воде русской речи.
   Конечно, авторы языковой диверсии не замедлили с мщением, и Пушкин был убит. Причём, убит именно, как сказали бы современные криминалисты, «в связи с профессиональной деятельностью». Но в духовном мире иные законы, и на его крови расцвёл «Золотой век русской литературы», а Россия была спасена.
  Спасена, но не исцелена полностью. Последствия травмы, нанесённой уму и духу русской элиты, «аукнулись» России Февральской революцией и «аукаются» нам до сих пор. Именно её отдалёнными последствиями является сегодняшнее коверканье России на западный лад и отсутствие у неё собственной «Национальной идеи». А этой идеей должен стать (если верить русским мыслителям «Золотого века») – ПРАВОСЛАВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ.
  *            *            *
  До сих пор говорилось лишь о главных потерях Русского мир. А что можно считать его главным приобретением? Пожалуй, таким приобретением является ОГРОМНЫЙ ОПЫТ. Опыт православной монархии, богоборческого социализма и богопротивного (т.е. нынешнего) капитализма. С таким уникальным ОПЫТОМ у нас есть все шансы на успешную реализацию нашей «Национальной идеи».   Лишь бы повреждённая умом «элита» не мешала
", - Андрей Жданов. 
Отзыв о прослушанной лекции:
  "Я хочу поблагодарить Андрея Александровича за очень увлекательную, яркую и полезную в исторических событиях лекцию. Было интересно ознакомиться с материалами лекции «О русском уме» И. П. Павлова, о стремлении, сосредоточенности и детальности мысли, о свободе воспитания и дисциплине, о раздражении, торможении и многом другом. Вы окунули нас в историческую эпоху того времени и познакомили с фактами ценности языка и народного духа. Андрей Александрович, низкий поклон за ваш бескорыстный труд просветительской деятельности, от которой у нас на душе стало легче, радостнее и светлее! Будем надеяться, что вы опубликуете свои работы в печатном издании, с уважением, Елена П."