"Об идеальной семье"

  4 и 25 ноября состоялись очередные заседания родительского семинара, на которых обсуждалась тема «Семья». Первая цель, которую мы поставили: осмыслить идеал семьи, к которому необходимо стремиться. В своих рассуждениях мы руководствовались Евангелием. 
«Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Марк 10.3-9)
«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава — Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог». (1 Кор.11,3)
«...оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,  так что они уже не двое, но одна плоть» (Матф.19.5-6)
   Таким образом, Священное Писание открывает нам тайну семьи и ее структуру. Устанавливается иерархия и норма, что развод невозможен. Как ни странно, но на семинаре возник спор: «А если в результате развода ситуация только улучшится? Например, была семья, где всем было плохо, она распалась, и образовались новые семьи, которые живут по любви». Это вечное светское стремление «поправить Бога», который прямо сказал: «Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует».(Матф.19,9). В том то и дело, что идеальная семья абсолютно устойчива  и иерархична. Вершина иерархии - Бог.
   Что же мы имеем в современном обществе? Пресловутые «права человека» создали культ «человекопоклонничества», на который указал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Это приводит к тому, что в мире появляются различные извращения: аборты, разводы, борьба за равноправие женщин, борьба за права детей, смена полов, однополые браки и многое другое. И грустно, что люди, поддерживающие эти устремления, исходят якобы из благих побуждений. Они хотят всем счастья. Только при этом ставят "человеческое" выше Божественного.
   Итак, с одной стороны, мы имеем идеал, к которому должны стремиться: семья как малая церковь, где все основано на любви. Жена подчиняется мужу (потому что она замужем), а муж – Христу. Вдвоем они воспитывают своих любимых детей, которые их слушают, потому что для них другая заповедь: «Чти отца и матерь...» (Исх. 20,12.)
   С другой стороны, на нас и наших детей постоянно  воздействуют общественные веяния, которые в большинстве своем направлены на формирования эгоистов, так как главный лозунг, к которому сводится вся современная реклама: «Возлюби себя любимого». В итоге человек, который живет только ради удовлетворения своих желаний, не способен нести ответственность. А значит, не способен создать устойчивую семью и, тем более, воспитать тех, кто в будущем создаст семьи. Вот мы и наблюдаем кризис семьи. Страдают, в первую очередь, дети. И отсюда понятно, почему семья, которая призвана стать «школой любви», становится «школой рабства». Утраченное Божественное начало нельзя ничем заменить.
   Дополняя схему отношений между идеальной семьей и обществом, мы указали, что добрая семья воспитывает личность, а современное общество, пропитанное идеологией конкуренции и потребительства, делает человека индивидуалистом. А нормальную семью в условиях современного мира, наполненного соблазнами, сможет создать только ответственная личность. 
   Вся эта схема настолько общая, что у членов семинара возник вопрос: «Когда мы это слушаем - все понятно, но не понятно, что делать в конкретных случаях?» Можно ли, например,  обратиться к семейным психологам? Еще раз вспомнив, что на семинаре мы не даем конкретных рекомендаций, тем не менее, обсудили, насколько можно пользоваться советами психологов.
   Первое, что необходимо понимать. Психология до сих пор не сложилась как единая наука. Вот цитата из Википедии:
«Большинство специалистов сходится во мнении, что в настоящее время психология представляет собой скопление различных фактов, теорий, предположений, методологий и целей. Среди психологов нет консенсуса ни относительно того, насколько научна современная психология, ни относительно того, может ли она быть научной в принципе. Даже среди тех, кто считает возможным приведение психологии к научным стандартам, нет согласия по поводу того, к какому типу наук её следует отнести».
   Кроме того, говоря о психологии необходимо помнить три вещи:
- В православном представлении человек, как личность, превосходит всякое схематичное представление о себе, в том числе любые психологические трактовки и выводы.
- Современная внецерковная психология изучает феномен грешного человека. Только у святых отцов есть описание внутренней жизни человека от греховности до святости.
- Внецерковная психология ставит целью не спасение человека, а его абстрактное «счастье».
  Исходя из этого, есть много православных людей, которые отвергают психологию. Но мы уже говорили на семинарах, что человек во многом механизмичен. Без признания этого была бы невозможна никакая медицина, физиология и педагогика. Это связано с тем, что мы имеет тело. А тело – часть физического мира. Вот эту механизмичность, которой обладает и наша психика, изучает психология. И мы, по возможности, учитывая все вышесказанное, должны прислушиваться и к тому, что говорят психологи.
   К следующему семинару, который состоится 15 декабря, договорились прослушать и обсудить лекцию психолога Светланы Кривцовой «Легко ли быть подростком?»