"День Бородина"

   В самом конце лета нам посчастливилось поучаствовать в очень интересном событии –  международном военно-историческом фестивале «ДЕНЬ БОРОДИНА» в Музее-заповеднике «Бородинское поле». Праздник посвящен 207-й годовщине памятного сражения.
   Традиционно в первое воскресенье сентября на плац-театре у села Бородино происходит реконструкция Бородинского сражения. В этом году это 1 сентября. Но мы сознательно направились на Бородино 31 августа, чтобы посмотреть репетицию этого действия, так как на собственном опыте знаем, какое  огромное количество народа здесь собирается в день праздника. А на репетиции можно увидеть почти то же самое, но без давки. 
   Форма путешествия – пеший поход по полю от станции Бородино. Все поле – это множество памятников различным полкам и соединениям, составлявших русскую армию в 1812 году. По дороге от станции можно легко дойти до музея. Но это было бы недостойно «странников». Сначала мы направились в Спасо-Бородинский монастырь и поклонились святой  преподобной Рахили в ее часовенке. Выйдя из часовенки, мы встретили батюшку и монахинь, которые нас благословили. 
   Далее через поля и перелески мы пошли к музею. Пришлось переходить какой-то ручеек и подниматься по обрыву. Но зато здесь нас ожидал «сюрприз» - пустой военный лагерь. Военная полоса препятствий, деревянные корпуса, большие военные палатки и никого вокруг. Наши ребята сразу начали «преодолевать» препятствия. Это всем очень понравилось. И мальчикам, и девочкам. Только мальчики двигались от начала к концу, а девочки наоборот. 
   Но вскоре мы услышали барабанный бой. Это в свой лагерь возвращались  «французские войска». Мы направились смотреть на это зрелище, но вскоре оказались в «русском военном лагере» образца 1812 года. Здесь горели костры, у биваков трапезничали боевые «казаки», «гренадеры». Их обслуживали женщины, одетые в платья 19 века. Рядом паслись лошади и ездили кавалеристы. Но больше всего нас удивил «медпункт». Нет, не наш современный, а тот, что был 200 лет назад. Нам прямо сказали, что такими пустяками, как высокой температурой, головной болью, проблемами живота здесь не занимаются. Основное – это отрезание раненых конечностей. И на примере нашей Маши показали, как делается ампутация за три минуты. Зрелище не для нервных. 
   Кстати, тут обнаружилось, что территория, на которой мы находимся - это бивак «реконструкторов», на который платный вход. Но нас, почему-то, приняли за своих. Впрочем, мы шли не сюда. Нам надо было попасть на плац-театр. Туда можно дойти по дороге. Но мы направились напрямик. Впереди оказалось бездорожье, кусты, болотистая местность. У некоторых даже возникли мысли: «Не повернуть ли назад?» Но наши отважные девочки уже дошли до речки Колочь и, не долго думая, начали ее переходить. Но тут обнаружилось, что рядом есть поваленное через речку дерево. В итоге девочки перешли речку вброд, а мальчики - по дереву. 
   А дальше было еще интересней. Мы оказались прямо на «поле боя». Рядом с нами ехали какие-то кавалеристы, а нам велели уходить. И мы ушли. Только дороги-то не было. Но это не остановило наших ребят. Без дороги, пробираясь между кустов по дну какого-то оврага, добрались до места, где уже в качестве примерных зрителей смотрели  репетицию "завтрашнего" представления, то есть реконструкцию Бородинского сражения.
    Не будем долго описывать, как мы знакомились с разными интересными людьми: «кавалеристами», «гусарами», «маркетанками», «благородными господами» и даже с «католическим священником». 
   На следующий день мы направились (опять по бездорожью) до Шевардино, где на месте шевардинского редута находится единственный памятник французским воинам, погибшим на Бородинском поле. Нам рассказали, что земля вокруг памятника арендована Францией. Так что здесь можно без визы попасть на французскую землю. У этого памятника традиционно в день праздника чтят память погибших французских воинов. Оказалось, что мы пришли раньше времени и попали на репетицию, которую проводили «французские воины», а точнее, наши реконструкторы. Забавно было слышать строгие команды на французском языке, которые перемежаются с не менее строгими «пояснениями» на русском. Кроме двух «генералов», нескольких отрядов «гренадеров», «карабинеров», двух полков «кавалерии» и «артиллерии» из одной пушки, здесь были  журналисты, нацгвардия, духовой оркестр и мы. Других зрителей почти не было. Чуть позже приехала большая делегация, среди которой находилась г-жа Сильви Берманн, чрезвычайный и полномочный посол Франции в России, Иван Мартин, военный атташе Франции и другие официальные лица. Необычное чувство, когда все происходит не где-то там, а прямо тут, около нас, и мы являемся участниками этого события. Далее был митинг, возложение цветов, красивые слова и три выстрела из пушки.
   Направляясь к станции, мы видели, какое множество людей идет на праздник, который мы уже посетили. Отметим, что за небольшое время нам много что рассказали, мы многое увидели, услышали и прочувствовали. Как будто побывали на нескольких интерактивных экскурсиях. Кроме того, это была не только яркая поездка, но пеший поход. Навигатор зафиксировал, что за два дня с рюкзаками за спиной ребята прошагали 28 километров.