Семинар для родителей

   Родительский семинар на тему «проблемы православного воспитания детей» состоялся в воскресной школе 25 марта. Заметим, что такой семинар уже был. Он существовал в течение трех лет, но в последние два года прекратил свою работу. Начало новому семинару положило приходское собрание о детях, которое состоялось 11 марта.
    На семинаре было отмечено, что православное воспитание сильно отличается от любой другой педагогики. Мы можем научить ребенка музыке или иностранным языкам, или еще чему-нибудь через постоянное принуждение, усилие со стороны взрослых. Но когда речь идет о вере в Бога, то принуждение может сыграть прямо противоположное действие. Ребенок должен сам быть устремлен к Богу. Это должен быть его выбор. И взрослые не могут сделать этот выбор за ребенка. Так как же быть?
   В качестве ответа на вопрос на семинаре будет сделана попытка построить представления о мире, о церкви, о семье, о детях, о педагогике, о жизненных проблемах. Эти представления позволят каждому участнику семинара выработать свою стратегию воспитания детей. При этом на семинаре не будут даваться конкретные рецепты по воспитанию. Намного важнее собственное видение мира, которое изменит поведение родителей. И поэтому семинар проходит не в форме лекции, а в форме свободного обсуждения, которое направляется ведущим семинара.
   На первом семинаре участники пытались построить в виде блок-схемы отношения между обществом, семьей, церковью, школой, работой и досугом. При этом под школой понималось вся система обучения. Под работой – все формы деятельности человека в обществе. Под досугом – все формы отдыха.
   Были разные предложения. Одни всё поместили в общество. Другие противопоставили общество и семью. Третьи выделили церковь из общества. Кто-то поместил семью в церковь. Интересно, что само задание породило у многих участников семинара недоуменный вопрос: "А что такое общество?" Но задача этого задания была шире: должны были появиться вопросы: «А что такое семья? А что такое церковь? А что такое школа? И вообще – что за мир, в котором мы живем?» И судя по дальнейшему обсуждению, такие вопросы появились, и это будет темой дальнейших наших семинаров.
   После этого было введено понятие педагогической деятельности как организованного процесса развития ребенка от какого-то начального состояния до развитого.
   Особо было оговорено, что под начальным состоянием понимается ребенок сейчас, в момент встречи с ним. И мы, родители и педагоги, должны обязательно принимать его таким, каков он есть. Неприятие ребенка, любые иллюзии вредят воспитанию. В любом ребенке важно увидеть его внутреннею красоту. Если педагог не смог полюбить ребёнка – он не поможет этому ребёнку. Тем более это касается родителей. Это один из важных педагогических принципов.
   Далее на семинаре была попытка сформировать образ «развитого» ребенка. Что мы хотим от нашего воспитания? Были названы такие качества как честность, доброта, трудолюбие, милосердие. Небольшая дискуссия развернулась вокруг понятия разумность. Это значит умный ребенок, эрудированный или умеющий рассуждать? Пришли к выводу, что ребенок должен быть и умный, и мудрый.
   Последняя характеристика – воцерковленный. Здесь возникла самая большая полемика. А что значит воцерковленный? Тот, кто ходит в церковь? Или тот, кто знает всю Библию? У нас было много детей, кто в детстве часто ходил в церковь со взрослыми. Но они выросли, и в храме их нет. Они были воцерковлены?
   На этом проблемном вопросе семинар закончился. Следующий семинар состоится 15 апреля в воскресенье в 17.00.